Пошла очередная полоса книг, после которых хочется ходить кругами и говорить окружающим «всё, теперь я мудр». Ну или хотя бы в сидя в кресле думать так молча. Были и другие умные книги недавно, но последние две меня прямо в восторг пнули.
Первую написали Брет Вайнштайн и его жена Хезер Хейинг. Их обоих относят к интеллектуальному тёмному вебу, равно как и Питерсона, Джо Рогана, Сэма Харриса и прочих любопытных дядек и тётек. Слушать эту пару весьма интересно, и их первая совместная книга была одной из немногих, которую я покупал по предзаказу. «Путеводитель по 21-му веку для охотников-собирателей» немного похож на «Ружья, микробы и сталь» Даймонда, и я такие опусы просто обожаю — откуда мы появились, почему эволюционировали именно так, и т.п. Вот, например, пара вещей, которые приводят меня и в неимоверный восторг.
Во-первых, оказывается, люди уже догадались, зачем в животе растёт аппендикс. Меня-то учили, что это так, заботливо удаляемый умелой рукой хирурга атавизм. Ан-нет. Оказывается, когда у людей жёсткий понос (природная экстренная промывка кишечника), большая часть микрофлоры, которая на самом деле наш очень полезный симбиот, вымывается в суровую окружающую действительность. И чтобы хоть кто-то из бактерий сохранился во время потопа и реколонизировал землю, «твари-по-паре» отсиживаются в уютном аппендиксе. Так-то вот.
В странах Африки, где диарея — очень даже бич божий и причина вполне реальных смертей, аппендикс-ковчег приходится очень кстати, и аппендицитом там болеют редко. В загнивающем же капитализме едят только проверенные, обильно сдобренные санитайзером продукты, поэтому очищающий «дрысь» случается намного реже. Но зато начинает пухнуть от скуки аппендикс. Ладно, последняя фраза сформулировала вашим покорным, но в странах с контролируемой едой аппендицит действительно случается намного чаще, чем в странах с абы как. Совпадение? Кое-кто так не думает.
Другая история меня вообще сразила. Наверное, все видели такую или ей подобную оптическую иллюзию:
Какая линия короче, а какая длиннее? Знающие люди ответят «они одинаковые», а остальные уверенно тыкнут пальцем в неправильную сторону мира. Так вот, эта иллюзия — не какая-то особенная замута человеческого мозга. То есть мозга, но не человечества в целом. Всякие дикие и не знакомые с гуглом амазонские племена мигом скажут, что линии равны!
Судя по всему, наша окружённая прямыми (и крайне редко встречающимися в природе) линиями цивилизация породила какие-то оптические оптимизации, которые помогают нам ориентироваться и оценивать прямоугольные пространства. Наш образ жизни что-то нахимичил с мозгом, а мы считаем это природной данностью. Учитывая, что образ жизни в развитых странах уже почти никак не пересекается с предначертанным нам эволюцией, страшно даже представить, какие ещё почитаемые за истину тараканы толпятся в наших извилинах, и что мы представляем из себя на самом деле.
Ссылку на вторую книгу (как и ещё штук пять ждущих на полке) я получил в конце первой: «Племя: о возвращении домой и принадлежности» Себастьяна Юргена. Очень коротенькая, но тоже с интересными идеями. Представляете, когда индейские племена воевали с понаехавшими на диком-диком западе, попавшие в плен белые часто не хотели возвращаться к своим. Поселенцы, оказывающиеся в плену иногда целыми семьями, тупо предпочитали жить с индейцами. Их освобождали, а они убегали назад. Пленные же индейцы благами цивилизации не соблазнялись никогда. Удивительно.
В теории, племенной образ жизни подкупал основным: всё племя было на твоей стороне. Все — свои. Все — за тебя. Над тобой есть условный вождь, но он выполняет очень конкретные функции, и если вдруг ему придёт идея стать первым президентом суверенной Беларуси, то его голову открутят свои же. От рядового индейца требовалось только две вещи — защищать своих от чужаков и не ссать при виде врага. Всё. Такой расклад очень близок к тому, к чему мы эволюционировали миллионы лет и как до сих пор живут дружественные нам обезьянки. Ей богу, если бы меня захватил в плен какой-нибудь вождь Танцующее Облако, то я бы принёс присягу ему, а не Елизавете Второй. Ну а что, лес люблю, в палатке жить умею. А жить без программирования я уже почти привык.
А вторая классная штука практически вытекает из первой. Войны и прочие боевые конфликты участники часто описывают как кульминационные, и иногда даже как лучшие события своей жизни. Когда немцы поливали огнём Лондон во вторую мировую, количество пациентов в психиатрических больницах шло на спад. Люди сплачивались, самостоятельно разруливали быт и конфликты, и всячески демонстрировали бодрость и счастье духа. По идее, под звуки люфтваффе становилось понятно, где свои, где чужие, и своих становилось непривычно (приятно) много.
Это очень отличается от мирного времени, где «свои» — это в лучшем случае семья и близкие родственники, а люди вокруг — очень даже чужие. Когда англичане поливали огнём Дрезден, на фоне чего бомбардировки Лондона казались ужином при свечах, эффект был похожим и тоже неожиданным. Мирное население чувствовало сплочённость и решимость воевать до последнего, а не «пожалуй, хватит ваших санкций». Мы всё-таки очень племенные обезьянки, а современная цивилизация построена чуть ли не наоборот. Вот и уходим в программисты.
Короче, я в восторге. Столько интересного, столько интересного. Сейчас перешёл к следующей книге из рекомендованного Вайнштейном/Хейинг списка — «Наша внутренняя рыба», и, надеюсь, страйк восторга продолжится дальше. А потом перееду в Нунавут и попрошу меня в племя принять. Танцующее Облако можно ждать годами, а вселенского счастья хочется уже сейчас.
Так. «защищать своих от чужаков и не ссать при виде врага» — это я уже умею, где запись в племя? :-/
Военкомат на ул.Кольцова 🙂