Инструктор, наконец, догрыз свой ноготь, сплюнул его себе под ноги и повернулся ко мне:
«Ну что, поздравляю.» — сказал он, и написал «PASS» на моём бланке. Так я получил свои канадские водительские права. Теперь я могу ездить по хайвэю ночью, пьяный, и не один.
Путь к этому занял почти 2 месяца и целых 343 вечно-американских бакса. За 35 евро я получил от нашего посольства бумагу, что мои белорусские права — настоящие. 72 бакса стоили мои детские права. 65 — дорожный тест на взрослые. Ну и 166 баксов с меня взял инструктор за 2 часа подготовки к тесту и возможность сдать его на учебной машине.
Хотя водительский опыт у меня есть, сразу сдавать дорожный тест рисково. Всё-таки те полезные привычки, которые помогали сохранить машину целой в Минске, могут быть не совсем легальны тут. Ну и наверняка есть список вещей, на которые местные гаишники смотрят в первую очередь, и на которую минские гаишники клали. И наоборот. Так оно, по итогу, и оказалось.
Записаться на вождение должен был я сам. Обычно это делают через сайт, но по временным правам, которые мне дали после G1 теста, это нереально. Нужно звонить живым людям (ненавижу звонить живым людям!).
Звоню. Мне отвечает электронный чувак… Твою ж соседку. Я что, буду разговаривать с роботом? Так точно. Цифровой истукан начинает меня расспрашивать о номере прав (длиннющий численно-буквенный ряд), дате рождения, дате выдачи прав. Поскольку белорусскому акценту местных роботов не обучают, после каждого вопроса этот олух переспрашивает:
— Извъиньйите, ви хотьели сказаать..
Теперь я знаю, что может быть хуже общения с людьми. Минут через пять интеллектуальной беседы машина улавливает моё отчаяние и предлагает переключить звонок на людей. Догадался, наконец! На другом конце телефона появляется веселый молодой голос, с которым мы решаем вопрос за минуту.
Тут мне конкретно везет. Когда я звонил инструктору, он предупредил, что на дорожный тест, в общем-то, есть очередь. На месяц. Так что, набирая заветный номер, я был готов услышать что-нибудь вроде «а вот в конце сентября у нас есть свободная дата…». Вместо произошел примерно такой диалог:
— У нас 26го августа есть отказник и появилось окно. Вы сможете?
— 26го, это уже через неделю???
— Ага. Приедете?
Я судорожно сглатываю внезапно похолодевшую слюну, параллельно сбрасывая мурашек с кожи.
— Д-д-да.
— Ну вот и ладненько.
Я надиктовываю номер кредитки, чтобы оплатить тест, и ухожу бояться.
За четыре дня до теста в приезжает инструктор и увозит меня учиться. Во время теста, рассказывает он, важно демонстрировать уверенность. В ту же секунду я вспоминаю свой минский экзамен в ГАИ. Особенно ту его часть, когда гаишник с печалью посмотрел на меня и спросил:
— Тебя как зовут?
— Павел.
— Паша, что это была за ху#ня?
— Я испугался.
— В общем, ты сдал, но вот твоя бумага, и проваливай, пока тебя не отметелил чувак, которому теперь выпарковывать твою машину.
В канадский тест входит езда по жилому району, где нужно бдеть пешеходов, скоростной режим, знаки парковки и остановки, сделать трех-точечный разворот («тёщин дворик»), диагоналку (parallel parking), и проехаться по хайвэю. Как я и предполагал, есть в тесте моменты, на которые смотрят особо. Во-первых, если не проверить мертвую зону при перестроении, можно идти домой. Во-вторых, головой в машине нужно вертеть постоянно и раз в 5-10 секунд проверять зеркала. За непропуск пешехода или незамеченный стоп-знак — домой. За езду 45 километров в час районе школы — пинок под зад и домой. Всё строго.
Абсолютно отличная от Беларуси фигня — хайвэй. На полосе разгона и торможения нужно набрать строго 95-100 километров и влиться в поток. Дистанцию до следующей машины будут смотреть. При перестроении ни в коем случае нельзя сбрасывать скорость. Потом съезжаем с хайвэя, разворачиваемся и по нему же едем назад.
По моей езде инструктор сказал «всё хорошо», но подшлифовал зеркала и еще какие-то мелочи. Веселый эпизод произошел во время диагоналки. Сделал её я офигенно, в лучших минских традициях — минимум пространства, максимум скорости. Чувак попросил никогда так больше не делать. Хотя бы на экзамене. «Я знаю, что ты умеешь делать диагоналку. Ты знаешь. Экзаменатор — нет. Он испугается, и поставит крестик не в том месте». Попробовали еще раз, как если бы я парковал баржу в штиль в тихом океане. «Так-то лучше».
Утром перед тестом я паниковал так, как не паниковал годы до этого. Желудок просился наружу вместе с кишечником, с трудом договариваясь о направлении. Наконец, в полдень приехала машина.
Дожидаясь экзаменатора, инструктор меня гонял по ключевым моментам. Внезапно он остановился и спросил: «Если тебя спросят, сколько раз в последнее время ты ездил на хайвэе, что ты ответишь?». Я знал, что опыт вождения по хайвэю требуется для экзамена, и накануне подготовил список последних поездок с километражом.
— Пять! — гордо ответил я.
— Отлично, что я спросил тебя об этом первый. Правильный ответ — «не знаю, но много». За «пять» ты тут же пойдешь домой.
Мда, действительно повезло. Наконец, пришел экзаменатор. Им оказался дружелюбный с виду молодой парень. Ответ «не знаю, но много» ему понравился, и мы поехали.
От экзамена в Минске это отличалось тем, что мы ехали на автоматической коробке, на заднем сиденье не сидело трое следующих бедолаг, вокруг была Канада, и я твердо знал, что меня не попросят развернуться в запрещенном месте.
Я боялся, крутил головой, старался видеть все знаки, но умудрился сделать пару резких торможений и не заметил одного пешехода, демонстративно пропуская стайку других. Диагоналку в последний момент экзаменатор отменил, потому как заметил водителя в припаркованной машине, за которой мы уже собрались становиться. Хайвэй тоже прошел нормально. Траффик был большой, поэтому даже перестраиваться не пришлось.
Уже заезжая назад на парковку чел вспомнил, что мы-таки не делали диагоналку. «А припаркуйся задом вон в то окно». В середине маневра происходит диалог, который я уже где-то слышал:
— Подожди, давай переделаем.
— Но я прохожу. Народу нет, препятствий нет, и до той машины еще минимум пол-метра.
— Я знаю, что ты проходишь, и я уверен, что ты сделаешь, но водитель этой машины увидел знак «учебка» и может испугаться.
Боже, что за страна пугливых.
В общем, отстрелялся. Уже через 10 минут мне выписали временные права и отправили восвояси.
Пойду в магазин искать машину.
«– Тебя как зовут?
– Павел.
– Паша, что это была за ху#ня?
– Я испугался.
– В общем, ты сдал, но вот твоя бумага, и проваливай, пока тебя не отметелил чувак, которому теперь выпарковывать твою машину.»
Ржу-нимагу! 🙂
>> “Я знаю, что ты умеешь делать диагоналку. Ты знаешь. Экзаменатор – нет. Он испугается, и поставит крестик не в том месте”.
>> «но водитель этой машины увидел знак “учебка” и может испугаться»
Это такой вежливый способ убедить выполнить требование инструктора. Как бы причина не в тебе, а в другом человеке…
>> «Боже, что за страна пугливых»
Инструктор бережно относится к чувству достоинства своих учеников. И это хорошо.