На младших курсах БГУИР, во времена, когда мы ещё были маленькими желторотыми программистиками, курнувшие жизни аспиранты (лет на пять старше нас) любили повторять: «Господа студенты! Если к тридцати годам вы не стали менеджерами, то где-то в этой жизни вы свернули не туда». А мы слушали и запоминали. Всё-таки ребята аж по четыре языка программирования знают. Плохого точно не посоветуют.
Я стал менеджером где-то в 26. Не помню, как это случилось. Вроде, целенаправленно к этому даже и не шёл, но моему нарциссическому организму нравилось быть на виду и чувствовать себя важным, английский я знал неплохо, с заказчиками общаться умел, а что ещё для управленца нужно? Я прособеседовал первых двух человек в команду и начал быть начальником.
Меня хватило на четыре года. Поначалу мне очень нравилась такая работа. Да и получалась она, судя по всему, неплохо. Но блин..
Начать с того, что параллельно я оставался программистом. На одном проекте я старался хоть как-то приблизиться к фул-тайм девелоперу, а ещё на нескольких — рулить процессом и вчитываться в иногда очень мутные письма. Конечно, можно было бы и отказаться от программерства, но мне этого совсем не хотелось.
А когда задач становится очень много, я всегда поступаю так: часть задач просто не успеваю сделать, а остальные делаю «ну хоть как-нибудь». Не на отъ#@сь, но стратегически бессмысленно и без удовольствия. Ненавижу так.
И рутина.. Рутина меня просто убивает.
Поэтому на заре тринадцатого года, одурманив себе мозг терапией и новостью о грядущем отцовстве, я пришёл к начальству и сказал, что чего-то в этой жизни надо менять. Например, мою должность. А немного позже, сев за руль прекрасной бежевой колесницы с шильдиком Lexus, я поехал домой обычным программистом, прекрасно понимая, что второй такой лексус я теперь куплю очень нескоро.
Не скажу, что я стал сильно счастливее от этого. Спокойнее, да. Но нарцисс определённо пострадал. Что-то в управленчестве было такого, что дёргало меня за очень важные ниточки. Мне нравилось решать проблемы. «Чувак, расслабься. Я вижу, в чём проблема. Завтра у тебя всё будет хорошо«. Мне нравилось быть в центре событий. Но кто ж знал, что в управлении ещё так много скукотищи.
Конечно, если бы я отказался от программирования в пользу менеджерства, было бы ещё хуже, но.. Это как утешать себя тем, что, будучи правшой, я предпочёл оттяпать себе левую руку. Да, выбрал меньшее из зол, но всё равно отстой.
Отцовство, переезд в Канаду и адаптация немного отвлекли от грустных мыслей (заменив их более многочисленными грустными мыслями), но недавно приключилось вот что.
Наши канадцы начали проводить на конторе управленческий тренинг. Трёхдневный, человек по двадцать за раз. Вот уже седьмой раз проводят. Сначала туда пускали только взрослых и менеджеров, а потом начали звать (а затем и пинать) всех остальных.
Я сначала отнекивался, мол, чего там не видал. Пройдём пару тестов, послушаем пару речей, поиграем в ролевые игры — и всё, вешаем выпускную бумажку в рамочку. Но товарищам тренинг очень понравился, начальство становилось всё настойчивее, и я сломался.
Первый день начался с речей о лидерстве и тестов на поведенческие паттерны личности. О лидерстве я не узнал ничего нового, но вот тест… Тест был любопытным.
Он назывался DISC assessment — оценка личности по поведенческим паттернам. Dominance, Influence, Steadyness и Conscientiousness. Я видел несколько расшифровок, но нам дали именно такую. Доминирующие, болтливо-мотивирующие, тихо-последовательные и аналитические. В комплекте шла маленькая книжечка с кучей цифр, графиков, описаний и почти столетней историей самого подхода — кто-то, судя по всему, старательно подводил под тест научную базу. Я оказался одним из трёх пролетариев на потоке с ярко выраженными доминирющими замашками. И аналитическими склонностями заодно. Если верить книге, то люди из доминирующего паттерна не любят длинных речей и предпочитают сразу переходить к делу, ориентированы на результат, любят сложные задачи, ненавидят рутину и требуют постоянного роста. Хм. Кого-то мне этот пациент напоминает.
Я знаю цену тестам, и при желании и в Нострадамусе можно увидеть смысл. Но тут было что-то действительно мотивирующее и расставляющее точки над некоторыми i. Да и на реальность всё-таки похоже.
Одного теста, конечно, недостаточно, чтобы реанимировать управленческую карьеру, но тем же утром случилось ещё кое что любопытное, наводящее на мысль, что наше танго с ней ещё не окончено. Размышляя, как бы так поступить со своими обязанностями, чтобы освободить время для вещей, которые мне кажутся действительно стратегически важными, я подумал, что было бы неплохо попросить себе людей. Не раскидать задачи по коллегам, а именно дать мне людей, чтобы помогали с рутиной, пока я фокусируюсь на важном. Потом можно взять ещё стратегических задач. И ещё людей. А там глядишь, что-нибудь интересное получится.
Может, ингредиенты с самого начала были правильными. Может, я их смешивал не так.